С 1 по 4 сентября 2017 года в городе Ярославле проходил V
Всероссийский Форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» —
крупнейшая универсальная площадка для общения, обучения и
презентации собственных проектов и идей, собирающая талантливых
школьников со всей страны.
Форум собрал около 500 школьников из регионов России и примерно 100
учителей, наставников и сопровождающих.
Мероприятие проходило уже в пятый раз и достигло такой значимости,
что его открытие посетил президент РФ В.В. Путин, кроме того в
рамках форума президент РФ провел «Всероссийский открытый урок» для
участников. Помимо присутствовавших в ледовой арене-2000 г.
Ярославля участников форума, дистанционно к уроку были подключены
более одного миллиона учащихся из 16 452 школ России.
В решении задач школьники из регионов также могли принять участие
дистанционно с помощью сеансов видеоконференцсвязи. Впервые все
проектные команды, как в Ярославле, так и в регионах, были
полноправными участниками форума. Для этого был реализован портал
«ПроеКТОрия», который работал и работает по адресу
http://proektoria.online. На страницах данного портала
сосредоточены и все материалы форума, фото, видео и прочая доступная
информация.
Непосредственно на площадке проведения «ПроеКТОрия» все дни работали
шесть основных кластеров: технологии движения (красный), технологии
энергии (голубой), технологии здоровья (зелёный), технологии
материалов (фиолетовый), космические технологии (синий) и
информационные технологии (жёлтый). Все присутствовавшие учащиеся
входили в один из этих кластеров и выполняли кейс соответствующего
направления. Кейсы предоставлялись исходя из реальных задач,
возникающих в секторах крупного и среднего высокотехнологичного
бизнеса, руководители и представители которого постоянно
контролировали, сопровождали и поддерживали интересующие их проекты.
Среди особо крупных заинтересованных работодателей следует отметить
ОАО «РЖД», Ростех, Ростелеком, Mail.Ru Group, концерн
Алмаз-Антей, Р-Фарм, Росатом, Роснано, Роскосмос, ведущие
технологические вузы России и масса более мелких предприятий. Особо
приятно, что эти мегакорпорации на открытии были представлены
исключительно первыми лицами – президентами и генеральными
секретарями.
Помимо шести основных кластеров, был еще один – готовивший
участников со своими стартапами – технологичными
бизнес-проектами на высокой стадии готовности, требующими
первоначальных финансовых вложений.
Иркутскую область на форуме представляли две независимые делегации,
в отличие от большинства городов, которые были представлены одной
группой. Одна делегация была сформирована исключительно из учащихся
лицея № 36 ОАО «РЖД» - участников кружка «Техническое
моделирование», обладателей бронзовой медали и диплома XX Юбилейного
Международного Салона изобретений и инновационных технологий
«Архимед-2017» - это Добровольская Кристина (9 класс), Фесак
Данил (9 класс), Кистенев Александр (10 класс), Седых Геннадий (10
класс) и их руководителей – педагогов лицея Альмухаметова Рауфа
Файсаловича (учитель технологии), Велиева Тимура Рамизовича (учитель
технологии). Наши лицеисты представляли Восточно-Сибирскую
железную дорогу и на форуме работали над кейсом в кластере
«Технологии движения».
Вторая делегация была по-настоящему сборной Иркутской области, в
которую входили Елизавета Эрлингайте, г Усолье-Сибирское
(космические технологии), Никита Быков, г. Ангарск (Информационные
технологии), Иркутск же представлял еще один ученик лицея № 36 Баир
Михайлов, работавший на форуме в кластере «Информационные
технологии». Их работа была высоко оценена членами жюри. Эту
делегация сопровождал Зубков Олег Владимирович – тренер по
олимпиадам по информатике, доцент ИГУ, педагог дополнительного
образования лицея № 36 ОАО «РЖД».
Участники форума встретились с руководителями ведущих компаний –
основными российскими работодателями в формате "Открытого
урока", в том числе с президентом ОАО "РЖД" Олегом Валентиновичем
Белозеровым. Участники кружка «Техническое моделирование»
представили президенту ОАО «РЖД» проект «Автоматический
безопасный экологический перрон станции пригородного сообщения».
Программа форума была исключительно насыщенной, рабочий день
начинался в 9 и завершался в 20 часов вечера. В течение этого
времени участники слушали лекции и мастер-классы от представителей
компаний-работодателей, посещали общие так называемые «панельные
дискуссии», работали над своими проектами, куда входила, например,
реальная работа с современными технологиями. Так, на лабораторных
площадках были размещены два 3D-принтера, луноход, двигающиеся
автономно роботы, масса химического оборудования, железнодорожные
макеты, полностью российский процессор «Эльбрус». Кроме того, тут же
находилось масса другой техники и приборов, назначение которых
неподготовленному наблюдателю было трудно понять.
Сопровождающие делегации учащихся преподаватели и наставники тоже не
сидели без дела. В том же самом режиме с 9 до 20 часов с тремя
перерывами на кофе-брэйк и обед проводились встречи с
представителями бизнеса, ведущих вузов и школ России. Одних
только мастер-классов было проведено 72 (одновременно проводились
шесть, слушателям нужно было только выбрать интересующие их
тематики).
Основными темами и целями дискуссий были выработка понятия и
целей современных технологических проектов и методов обучения
успешной проектной деятельности одаренных учащихся. Но на этом
теоретическом уровне все не заканчивалось, к обсуждению подключались
представители бизнеса с постановкой тех компетенций и умений,
которые им нужны в будущих сотрудниках и методах выработки этих
умений. Выдвигались встречные требования от вузов и школ, что вело к
живой и достаточно продуктивной дискуссии. В итоге форум стал местом
встречи трех направлений: школа-вуз-бизнес, деятельность которых
должна быть скоординирована для успешного решения основной задачи
форума – успешной профориентации и дальнейшей реализации одаренных
детей.
Итогом форума стала поддержка наиболее конкурентоспособных
стартапов и заключение контрактов на работу в упомянутых корпорациях
наиболее способных школьников и будущих студентов. Кроме того, как
отметил один из спикеров, главный для всех участников (и взрослых, и
детей) результат – это ощущение большого и красивого праздника,
проходившего в Ярославле в самом начале этого учебного года.
По итогам работы всех семи кластеров в последний день форума
проводились защиты проектов и на закрытии были выделены и награждены
участники – лучшие из них. Все упомянутые работодатели внимательно
следили за «своими» кейсами и в итоге лучших участников поощрили
самыми разнообразными нетривиальными призами от посещения Байконура
до возможности встретиться с генеральным конструктором и вместе с
ним довести до ума инженерный проект. Были и традиционные
«вещественные» призы в виде ноутбуков и денежных призов. Наши
лицеисты – участники кружка были отмечены именными часами, также они
получили сертификаты для поступления вне конкурса в один из 9
железнодорожных вузов России на инженерную специальность. Коме того,
Добровольская Кристина и Фесак Данил награждены памятными подарками
- iPad.