17-19 ноября 2021 года в 10 классах Лицея №36 ОАО
«РЖД» состоялись интерактивные родительские собрания
«Ученик-родитель-школа. Успешное самоопределение и осознанный выбор
будущей профессии», куда родители были приглашены вместе с детьми.
Юность – возраст самоопределения и поиска ответов на вопросы: «Кем
быть?», «Куда поступать?», «Какую профессию выбрать?», «Как стать
успешным?». И наши десятиклассники – не исключение.
Лицей №36 ОАО «РЖД» – железнодорожный лицей, в своей образовательной деятельности
ориентирован на то, чтобы нацелить выпускника на поступление в вузы
по профилю железнодорожной направленности. Уже достаточно давно
сложился узнаваемый бренд Лицея. Наш выпускник – качественно
подготовленный, социально адаптированный, конкурентоспособный,
амбициозный, целеустремленный потенциальный студент и работник.
Родительское собрание началось с работы в
смешанных группах (дети + родители): участники создавали три пары
образов: идеального и реального ученика, идеального и реального
родителя, идеальной и реальной школы. Организаторы мероприятия
отметили общую увлеченность и заинтересованность, продуктивность и
командную работу в группах. Созданные портреты идеального ученика и
родителя несколько отличались от реального, а идеальная школа
практически совпала с реальной – с Лицеем, это было отмечено во всех
трех классах (хорошее техническое оснащение, отличные учителя,
подготовка к жизни, школьная форма, чистота и уют). В реальном
ученике отметили качества: требующий контроля, загруженный,
непослушный, все делающий в последний момент, жизнерадостный,
сонный, ленивый, интернетозависимый, многообещающий. И родитель:
заботливый, любящий, ворчащий, уставший, контролирующий,
критикующий, «не в тренде», гиперопекающий, заставляющий,
принципиальный.
Далее заместитель директора по УВР Зенцова Л.В. познакомила
участников собрания с анализом текстов мини-сочинения-рассуждения
десятиклассников «Я и Лицей», которое они писали накануне.
Представляем выдержки из сочинений по основным микротемам:
Статус Лицея
- Лицей – уникальное учебное заведение. В этом году ему исполнилось
115 лет.
- Лицей входит в ТОП-100 лучших российских школ.
- В Лицее – очень качественное образование и высоко заданная планка.
- Лицей – место, куда хочется возвращаться.
- Лицей – крутой!
Материально-техническая база
- Здание Лицея – величественное и красивое, любой житель города
Иркутска знает о нашем Лицее.
- В Лицее присутствует все для получения качественных знаний:
компьютеры, оборудованные кабинеты, спортзал. Также отличная
столовая, буфет.
- В Лицее вкусно кормят и меню разнообразное.
- Лицей хорошо оснащен технически. В кабинетах информатики и
математики есть интерактивные доски, лабораторные работы по биологии
проводятся с микроскопами, по химии – с реактивами, что есть далеко
не в каждой школе.
Жизнь в Лицее
- Каждый год я иду на линейку с удовольствием, жду чего-то нового,
интересного. Новенькие ученики легко вливаются в наш коллектив.
- Кроме обычных уроков я посещаю и кружки. Моими любимыми являются
театральная студия, спортивные (волейбол, туризм) и робототехника.
- Лицей активно продвигает участие в олимпиадах среди школьников,
что может благотворно повлиять на поступление в высшие учебные
заведения и расширение кругозора.
- Лицей привил мне тягу к математике и физике, я надеюсь, что в
будущем свяжу свою профессию именно с этим направлением.
- Мой класс – моя семья. Наши учителя – замечательные люди, которые
поддерживают нас в трудные моменты.
- Благодаря Лицею я заняла хорошее место в олимпиаде по математике и
вообще узнала «олимпиадную математику», за что потом получила
«звезду лицея».
Я и Лицей
- Для меня Лицей – начало моего жизненного пути.
- Лицей стал для меня вторым домом. Он дает нам знания, новых
друзей, шанс стать успешным и богатым.
- В Лицее прекрасные педагоги и учителя. Они отлично учат и дают
знания. Благодаря их профессионализму появляется желание учиться на
отлично.
- У нас с Лицеем сложные отношения, но, несмотря ни на что, каждое
утро я прихожу в Лицей и увлекательно, незабываемо, крайне
познавательно провожу 6 часов своей молодости.
- Лицей сильно повлиял на мое взросление, мои взгляды и мое
отношение к миру. Я очень рада, что попала в такую дружную «семью».
- Хотелось бы верить, что я тоже приношу какую-то пользу Лицею,
помогаю ему стать чуть лучше.
Среди факторов, влияющих на успех ученика (по данным
опроса учеников, родителей, учителей школ Иркутской области) Зенцова
Л.В. выделила группу факторов, характеризующих самого ученика:
социально-экономический и культурный статус семьи,
дисциплинированность, учебную мотивацию. И группу факторов,
характеризующих учебное заведение: тип населенного пункта, в котором
расположена школа (Лицей находится в региональном центре),
углубленное изучение предметов (в Лицее это есть), квалификацию
педагогов (отмечаем высокий уровень), индекс олимпиадной активности,
систему профориентации и дополнительное образование, вовлеченность
родителей в учебный процесс, нехватку ресурсов.
В интеллектуальной деятельности лицеистов отмечается снижение
количества участников Всероссийской олимпиады школьников. Также
отмечается снижение уровня учебной мотивации на примере индекса
активности участия в конференциях, конкурсах из Перечня олимпиад и
иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий,
утвержденных приказом Минпросвещения России на 2021/22 учебный год.
С октября 2021 года Иркутский государственный
университет путей сообщения и Сибирский колледж транспорта и
строительства предлагают лицеистам уникальную возможность обучения
рабочим профессиям «Слесарь», «Техник-конструктор» (с последующей
выдачей документа установленного образца), посещение занятий по теме
«Неразрушающий контроль» и «Геодезия». Некоторые старшеклассники уже
выбрали для себя этот путь в профессию. Родительское собрание дало
возможность и детям, и родителям понять пользу этого выбора. Было
много уточняющих вопросов, а после собрания количество желающих
получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии
значительно возросло.
Далее состоялся открытый диалог о будущем выборе старшеклассников, о
работе на железной дороге, условиях целевого обучения в ИрГУПСе по
договорам с Восточно-Сибирской дирекцией инфраструктуры, мерах
поддержки студентов железнодорожных вузов и молодых специалистов.
Такой диалог умело выстроили Каляева А.И., начальник сектора
реализации молодежной политики ВСЖД, и Гриценко Ю.В., начальник
службы управления персоналом Восточно-Сибирской дирекции
инфраструктуры.
Разговор продолжила директор Лицея Штепина О.С., которая познакомила
участников собрания с оценкой эффективности деятельности Лицея на
основе результатов рейтинга образовательных учреждений ОАО «РЖД» и
показателями рейтинга (утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от
27.04.2021 № 929 /р «О формировании рейтинга образовательных
учреждений ОАО «РЖД»), в которых напрямую отражается
профориентационная направленность деятельности Лицея.
Рейтинговые показатели:
- «Обеспечение качественного массового образования» (охват
дополнительным образованием, результативность ОГЭ, ЕГЭ, количество
аттестатов с отличием, количество участников образовательных смен
«Сириуса», «Океана», «Артека», «Орленка», «Смены»);
- «Кадровый потенциал»;
- «Развитие способностей обучающихся» (олимпиадная, конкурсная
результативность);
- «Создание условий здоровьесбережения и развитие массового
любительского спорта»;
- «Профориентационная деятельность» (количество обучающихся,
получивших свидетельство об освоении рабочей профессии по профилю
железнодорожного транспорта, число выпускников, поступивших в
учебные заведения железнодорожного транспорта);
- «Публикации»;
- «Научная деятельность»;
- «Социальная активность».
В конце мероприятия родители говорили спасибо за хорошее, интересное
собрание, выражали благодарность организаторам, что стали лучше
понимаешь своих детей. Взаимодействие и сотрудничество семьи и школы
актуально и востребовано. Кто должен сделать выбор будущей
специальности: ребенок или родитель? Участники собрания выразили
мнение, что в этот ответственный момент необходимо, чтобы ученики,
родители и учителя были союзниками. Для детей важно, что по трудному
пути самоопределения они идут не одни, рядом находится взрослый,
который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни
выбрали.