Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.
Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:
-рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
-служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).
По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
Дежурный по станции
Круглые сутки посменный дежурный по станции руководит передвижением поездов, обеспечивает безопасность и выполнение графика движения, проводит маневровую работу и операции по приготовлению маршрутов приема, отправления и пропуска поездов. Маневровыми передвижениями он руководить с пульта управления устройствами ЭЦ стрелок и сигналов. Дает необходимые распоряжения работникам исполнительных постов по приготовлению маршрутов и контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей.
Дежурный по станции выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движении поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций и машинистами локомотивов. Оформляет и выдает предупреждения и разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов; ведет поездную и другую документацию. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе; контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
Эта профессия требует предельной внимательности, собранности, остроты мышления и понимания ответственности за жизнедеятельность не только станции, но и всей магистрали. Вместе с тем работа дежурного по станции очень интересна и привлекает деятельных, энергичных людей, способных быстро реагировать на любое, в том числе и нештатные, аварийный ситуации. Иначе управлять станционной жизнью просто невозможно.
Начальник железнодорожной станции
Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции. Это очень ответственная и разноплановая должность. На его плечи ложится организация работы железнодорожной станции и взаимодействие её с другими структурными подразделениями по выполнению пассажирской, грузовой и поездной работы. Обеспечение безопасности перевозок, сохранности грузов и подвижного состава. Также в круг его ежедневных забот входит оперативное планирование поездной и грузовой работы станции. Помимо этого, он должен следить за исправным состоянием станционных сооружений, устройств и оборудования, не отставать в деле своевременного технического перевооружения станции. А поэтому начальник станции обязан постоянно быть в курсе новейших достижений в технике, технологиях и передовом опыте на всей железной дороге. Начальник представляет и отстаивает интересы своей железнодорожной станции, распоряжается её имуществом в пределах предоставленных прав. Утверждает структуру и штаты станции; издает приказы и распоряжения; поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на провинившихся. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение трудового законодательства, правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Начальник станции хорошо знает все виды деятельности, правила, инструкции и законодательства Российской Федерации, определяющие работу железной дороги.
Дорожный мастер
Рабочим местом дорожного мастера является участок железнодорожного пути станции или перегона. Он руководит участком на всём его протяжении, обеспечивает выполнение работ по ремонту и текущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов с установленными скоростями. При обнаружении неисправности или нарушения состояния пути мастер своевременно подготавливает производство работ, обеспечивает расстановку рабочих и бригад, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно воздействуя на устранение причин опасности для движения поездов. Он отвечает за качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и травм.
Дорожный мастер должен обладать способностью анализировать причины возникновения нарушений технического состояния полотна и найти наиболее быстрый и результативный способ их устранения. Также он контролирует расходование фонда заработной платы по своему участку, обеспечивает правильность и своевременность оформления документов по учёту рабочего времени, выработке, заработной платы.
В любую погоду, в любое время года, днём и ночью мастер должен быть готов выйти на трассу, возглавить ремонтные работы и не покидать своего участка до полного устранения неисправности пути. А потому он должен быть волевым, мужественным и, безусловно, технически грамотным человеком. Чтобы получить должность дорожного мастера, необходимо получить высшее образование по специальности «Строительство железных дорог» или среднее специальное техническое образование по одноимённой специальности в железнодорожном колледже или колледже строительства и предпринимательства.
Электромеханник СЦБ
Исправное состояние, безаварийная и надёжная работа электрических устройств и оборудования на железной дороге зависят от мастерства электромеханика. Поскольку практически вся инфраструктура дороги основана на электричестве, то можно себе представить всю меру ответственности и дань уважения к этой профессии. Чтобы добиться бесперебойной работы всех задействованных электроагрегатов, нужно постоянно следить за их правильной эксплуатацией, проводить своевременный качественный ремонт и модернизацию в целях повышения их надёжности.
Электромеханик руководит работой электромонтёров, контролирует качество выполняемых ими работ, соблюдение технологии, правил по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, монтаже, регулировке, электрических измерениях и испытаниях. Обеспечивает рабочие места материалами, сырьём, запасными частями, измерительными приборами, защитными средствами, инструментом и приспособлениями, технической документацией. В случае аварии он принимает участие в расследовании причин повреждения оборудования и разработке мероприятий по предупреждению сбоев в работе и производственного травматизма. В составе комиссий электромеханик участвует в проведении ежемесячных осмотров состояния пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ.
Электромеханик должен быть требовательным к себе и подчинённым электромонтёрам, высококлассным специалистом, знающим своё дело с азов и до последнего слова электротехники. Для выполнения должностных обязанностей электромеханика СЦБ необходимо получить высшее образование по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» или среднетехническое - в колледже железнодорожного транспорта.
Машинист
Машинист локомотива - одна из самых нелёгких, но романтичных профессий на земле. Во всех странах мира машинисты первых поездов описываются как мужественные, непреклонные перед невзгодами и опасными ситуациями люди. В самом деле, управление локомотивом в пассажирском, грузовом движении или при производстве маневровой работы требует предельной собранности и готовности к любому повороту событий во время движения. И чтобы не допускать критических ситуаций на дороге, машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, иметь расписание движения поездов. При приёмке локомотива убедиться в надёжности всех его агрегатов, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и автостопа; проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств.
В пути следования машинисту доверены сотни жизней пассажиров и проводников. В ночное время они спокойно отдыхают под мягкий перестук колёс, и от плавного скоростного движения локомотива машиниста тоже тянет ко сну. Но машинисты никогда не заснут - они легко преодолевают состояние дрёмы посредством своих профессиональных секретов. Днём и ночью от машиниста и его помощника требуется предельное внимание в пути следования. Случается так, что они обнаруживают неисправности светофоров, автоблокировки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, аварийное состояние в поездах, следующих по соседним путям, и тогда машинист тут же сообщает об этом дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необходимости и машинисту поезда, следующему по смежному пути.
Помимо профессиональной интуиции и твёрдости характера, машинисту требуются крепкие знания инструкций по движению, сигнализации, технологии проведения слесарно-сборочных работ, основ электротехники и материаловедения и других нормативных документов. Это позволяет слиться с локомотивом в одно целое, каждым нервом чувствовать «дыхание» стального мощного друга.
Для того, чтобы стать машинистом локомотива, необходимо большое желание, и после работы в должности помощника машиниста более 1,5 года окончить 6-месячные курсы в Дорожной технической школе.
Поездной диспетчер
На железной дороге нет, пожалуй, профессии, сопоставимой по ответственности, умственной утомляемости и напряжённости с работой поездного диспетчера. Он руководит движением множества поездов на обслуживаемом диспетчерском участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке, выгрузке, приёму, формированию и отправлению составов.
При диспетчерской централизации выполняет операции по приготовлению маршрутов отправления, пропуска и приёма поездов. Ведёт график исполненного движения поездов и другую установленную документацию единой смены. Работа диспетчера - посменная, продолжительность смены от 8 до 12 часов.
Диспетчер должен обладать глубокими знаниями структуры железной дороги и особенно своего участка, уметь быстро ориентироваться в любой Диспетчер - гарант безопасности движения .По степени сложности ситуации и быстро найти выход по разводу поездов, предотвращению аварийной ситуации на линиях и в других сложных моментах магистральной жизни. Одна из самых высокооплачиваемых на дороге профессий требует от человека полной отдачи интеллектуальных и физических сил, но и приносит немало удовлетворения от хорошо выполненной работы. Для выполнения должностных обязанностей поездного диспетчера необходимо получить высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» и иметь стаж работы, связанный с движением поездов, не менее одного года.
Составитель поездов
Грузовые и пассажирские поезда самого разного назначения, идущие во все стороны нашей страны, составляются специалистами, которые так и называются - составители поездов. Работа эта нелёгкая, но очень важная, ведь от неё зависит скорость формирования составов, точность в назначении того или иного вагона или цистерны, чтобы не получилось так, что груз, который с нетерпением ждут на юге, неизвестно зачем появляется на севере. Составитель поездов руководит маневрами на станции и несёт ответственность за правильное и безопасное их проведение. При маневровой работе он выполняет трудоёмкие и подчас просто виртуозные операции: формирует и расформировывает поезда, отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подаёт и убирает вагоны с погрузо-разгрузочных и других специальных путей, расцепляет вагоны при роспуске с горки.
Работа составителя связана с постоянным нахождением на железнодорожных путях. Он должен обладать крепким физическим и психическим здоровьем. От его профессиональных знаний и действий зависит качество работы всего железнодорожного узла, эффективность и темп его пассажиропотока и грузоперевозок. Составитель поездов постоянно находится на связи с диспетчером и другими ответственными должностными лицами за текущее состояние станции.
Для выполнения должностных обязанностей составителя поездов необходимо получить среднее специальное образование в колледже железнодорожного транспорта или пройти курсы в Дорожной технической школе машинистов локомотивов.
Осмотрщик вагонов
Осмотрщик вагонов, без всяких преувеличений, - это страж безопасности железнодорожного движения. Перед началом работы он обязан проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений (шаблонов), предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, спецодежду и обувь у прикреплённых к нему работников, наличие необходимых запасных деталей и материалов на стеллажах и при необходимости через руководителя смены принять меры по устранению обнаруженных отступлений от действующей нормативной технической документации.
Осмотрщик вагонов самым тщательным образом проверяет техническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах. При обнаружении дефектов или даже малейших отклонений от нормативных требований, он организует работу прикреплённой к нему группы работников по устранению неисправностей вагонов, а по окончании ремонта проверяет качество и объём выполненных работ. Осмотрщик вагонов и слесарь несут всю полноту ответственности за каждый узел конструкции вагона и безаварийное проследование поездов по гарантийным участкам дороги.
Профессиональное образование, необходимое для работы осмотрщиком, можно получить в специализированном лицее или на специальных курсах в вагонном депо.
Мастер ПТО вагонного депо
Мастер осуществляет руководство пунктом технического обслуживания (ПТО) и несёт личную ответственность за организацию его работы согласно технологическому процессу. В его обязанности входит контроль за правильностью отцепок технически неисправных вагонов, за технически неисправными вагонами, находящимися на путях технических станций; текущим содержанием зданий, сооружений и оборудования, находящихся на территории ПТО; своевременным и бесперебойным снабжением ПТО необходимыми запасными частями и материалами. От него также зависит безусловное выполнение работниками ПТО правил охраны труда и техники безопасности, состояние трудовой и технологической дисциплины.
Вся работа мастера ПТО и его подчинённых направлена на безаварийное проследование поездов по гарантийным участкам дороги.
Мастер в совершенстве должен знать организацию работы вагонного депо, технологию ремонта вагонов, правила технической эксплуатации и много других служебных нормативов и документов.
Для выполнения должностных обязанностей мастера ПТО необходимо получить образование по специальности «Вагоны» в высшем учебном заведении.
Проводник
Все мы знаем по собственному опыту, насколько важна работа проводника для пассажира во время следования по железной дороге. Но мало кому известно, сколько проводнику необходимо знать и уметь, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно под постоянной опекой этого всегда приветливого человека в форме.
Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник прибывает к месту работы в установленное время в форменной одежде, имея при себе удостоверение личности и удостоверение о проверке знаний Правил технической эксплуатации на железной дороге Российской Федерации. Перед каждым рейсом проводник проходит целевой и внеплановый инструктажи.
При приёмке вагона перед посадкой пассажиров он обязан проверить исправность всего оборудования вагона. А также наличие комплектов постельных принадлежностей, посуды, моющих и дезинфицирующих средств, туалетной бумаги; наличие инвентаря для уборки вагона.
Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приёмки пассажирского вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда для принятия соответствующих мер.
Во время посадки пассажиров в поезд проводник обязан находиться снаружи пассажирского вагона возле открытой двери рабочего тамбура со стороны салона вагона и проверять у пассажиров проездные документы, руководствуясь основными правилами допуска граждан к проезду по железной дороге.
В пути следования проводник следит за санитарным состоянием вагона и контролирует весь цикл жизнеобеспечения вагона. Для этого он должен знать общее устройство вагона и обеспечивать правильную эксплуатацию отопительного и электрического оборудования, вентиляции. В случае экстренных ситуаций он принимает меры к наведению порядка, ликвидации панических настроений и, если требуется, остановке поезда. При выходе из строя радиоустановки он доводит до сведения пассажиров остановочные пункты и станции.
По прибытии пассажирского поезда в пункт назначения проводник должен осмотреть пассажирский вагон и при обнаружении забытых вещей сдать их в специальную камеру хранения по акту. При обнаружении посторонних подозрительных предметов руководствоваться специальной Памяткой для работников железнодорожного транспорта. Затем произвести влажную уборку вагона и приготовиться к следующему рейсу.
Для выполнения должностных обязанностей проводника вагона необходимо закончить курсы в резерве проводников вагонного депо